Законность в государственном управлении сущность способы обеспечения. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

Законность - это режим взаимоотношений граждан и организаций с субъектами власти который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов личности, её всестороннему развитию, формированию и развитию гражданского общества, успешной деятельности государственного механизма.

Такой режим необходим во всех областях социальной жизни. Принцип законности в административном праве состоит из двух взаимосвязанных обязанностей: действовать в соответствии с законом и проявлять инициативу для обеспечения выполнения закона. Исполнительная власть связана законом, и соблюдение ею законов контролируется как законодательной, так и судебной властями. Уровень законности в государстве прежде всего зависит от её состояния в исполнительно-распорядительной деятельности. Когда он здесь низок, то даже если иные ветви государственного механизма неукоснительно выполняют юридические предписания, есть основания говорить о разрушении, кризисе режима законности. Юридическая правомерность деятельности исполнительной власти - стержень всего режима законности в стране.

Реализация законности предполагает наличие системы её гарантий. Среди них различают:

  • 1) Общие условия (предпосылки). Среди них можно различить:
    • а) Политические предпосылки: ими являются режим демократии, гласности, которые (из опыта многих стран) становятся возможными лишь в условиях реального разделения властей, существования независимых от правящей партии и/или государства СМИ, партий, децентрализации государственных структур.
    • б) Экономические предпосылки: к ним можно отнести как достигнутый страной уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, так и фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую свободу, многоукладность экономики, существование рынков товаров, капитала, труда.
    • в) Организационные условия: организационная структура аппарата, квалификация служащих, эффективность деятельности системы правовой подготовки кадров, чёткое и рациональное разделение полномочий и др.
    • г) Идеологические условия: велико значение хорошо осуществляемого убеждения, а также умело организованного поощрения. Огромное значение для существования правопорядка имеет правовая культура должностных лиц и граждан, правосознание, основанное на признании абсолютной ценности основных прав человека.
  • 2) Специальные юридические, организационно-правовые средства:

Контроль состоит в:

a) наблюдении за функционированием подконтрольных объектов, получении объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии посредством изучения данных учёта, отчётов, проверки документов на месте, инвентаризаций, ревизий, получения объяснений;

b) анализе собранной информации, выявлении тенденций, причин, разработке прогнозов;

g) принятии мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов;

d) учёте конкретных нарушений, выявлении их причин и условий;

e) пресечении противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий, новых нарушений;

z) выявлении виновных, привлечении их к ответственности в одних случаях - по решению контролирующих органов, в других - по решению соответствующего компетентного органа.

Тесно связана с законностью такая форма общественной связи как дисциплина. Эта форма свидетельствует о признании и соблюдении человеком согласованных правил, норм, процедур поведения, общения, ведения определённых дел. Дисциплина, будучи тесно связанной с законностью, может рассматриваться как одно из средств её обеспечения.

Таким образом, с учётом ранее изложенных на основе кибернетики выводов о взаимодействии управляющих и управляемых систем можно разделить меры обеспечения законности на внутренние и внешние. Внутренние меры предпринимаются для упорядочения самой системы, предназначенной для реализации режима законности, со стороны её вышестоящих структур. Наиболее значимой здесь будет связь любой деятельности с понятием дисциплины и целесообразности. Внешние меры предпринимаются для упорядочивающего воздействия на любой не связанный функционально с управляющей системой объект. Учитывая, что любая норма права есть общеобязательное правило поведения, а деятельность всякого, на которого она распространяется, должна ему соответствовать, правила поведения для служащих управленческо-административных структур и граждан существенно различаются. Граждане не связаны юридической зависимостью от должностных инструкций и указаний вышестоящих руководителей, и в этой связи деятельность их автономна. Деятельность же должностного лица детерминирована управляющим воздействием вышестоящей руководящей системы, составляющей, в то же время, одно целое с системой руководимой. Поэтому специфика применения мер обеспечения законности будет различна. Если рассмотреть меры, применяемые к любому должностному лицу, то в первую очередь выясняется соответствие его деятельности ранее данным указаниям или установленным правилам посредством специфических методов получения информации. Анализ деятельности должностного лица, на основе поступившей информации, позволяет определить степень законности и отклонения от установленных параметров. При выявлении негативных фактов должностное лицо подвергнется дисциплинарной ответственности, применяемой вышестоящим должностным лицом или органом внутри управляющей системы. То же должностное лицо может быть подвергнуто административному или уголовному воздействию, но уже со стороны иной управляющей системы, а вышестоящие должностные лица ограничиваются мерами выявления нарушения и разработкой мер, направленных на предотвращение подобных нарушений. Что касается граждан, как управляемой системы, то отсутствие иерархической служебной подчинённости определяет иной набор мер обеспечения законности. В этой связи законность раскрывается через следование общеобязательным правилам поведения.

Существует определённое мнение, что практический контроль за законностью (реализация законности) осуществляют определённые структуры государства. Применяемые такими структурами различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приёмы, операции обобщённо называются способами обеспечения законности. Соответственно способы обеспечения законности образуют систему, элементы которой обладают рядом общих признаков. Помимо этого способом обеспечения законности признаётся вся государственно-правовая деятельность органов обладающих юридически-властными полномочиями, осуществляемая по вопросам обеспечения законности.Что касается общих мер обеспечения законности, необходимо отметить такой важный, на мой взгляд, аспект как правовое регулирование государственного управления (деятельности органов административной власти). Речь идёт об основных принципах повседневной деятельности административных органов, а также взаимодействия с иными участниками административного правоотношения. Под правовым регулированием понимается: деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения и государственного аппарата.

На современном этапе целесообразно, в первую очередь, подразделять способы обеспечения законности на контроль и надзор. Контроль в свою очередь подразделяется на контроль государственный и общественный. Государственный контроль в зависимости от уровней его осуществления включает:

А/ Контроль внутриведомственный;

Б/ Контроль внешний (вневедомственный);

В/ Контроль межведомственный (взаимный контроль ветвей власти).

Общественный контроль заключается в:

А/ Контроле граждан непосредственно и через свои объединения

Б/ Деятельности средств массовой информации

В/ Выборах во все органы власти.

Надзор в зависимости от систем его осуществляющих предположим разделить на:

  • 1. Судебный контроль (надзор);
  • 2. Надзор органов прокуратуры;
  • 3. Административный надзор (контроль).

Ниже определены практические стадии контрольно-надзорной деятельности: 1.Установление определённых правил поведения для определённого круга лиц или нормативов (параметров) состояния наблюдаемого объекта.

  • 2. Направление объекту управляющего воздействия руководящей (командной) информации о действиях подлежащих исполнению. 3.Получение информации о выполненных (совершённых) действиях подконтрольного объекта.
  • 4. Анализ поступившей информации, сопоставление совершённых действий с установленным правилом поведения, выявление отклонений.
  • 5. Определение характера и существа отклонения (нарушения), определение возможного и необходимого (оптимального) способа восстановления права, то есть выбор меры наказания.
  • 6. Выявление виновных в нарушении лиц.
  • 7. Привлечение виновных к ответственности.

Обеспечение законности и дисциплины

Принцип законности закреплен в статье 15 К РФ, в соответствии с которым органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать К РФ. Законность в государственном управлении можно рассматривать, как точное и единообразное понимание толкования и исполнения К РФ, законов и иных нормативно-правовых актов всеми органами исполнительно власти, должностными лицами и теми, кому обращены юридические требования субъектов управления. Особое значение имеет соблюдение законности в управленческой сфере, это обусловлено тем, что:

1. В рамках ее реализации осуществляется правотворческая деятельность, касающаяся разнообразных сфер жизни общества.

2. Органы управления наделены полномочиями по применению административного принуждения.

3. Круг субъектов, осуществляющих управленческую деятельность, значителен и обширен.

Законность государственного управления тесно связана с такой категорией, как дисциплина. Они являются (законность и дисциплина) относительно самостоятельными категориями, в то же время усматривается их неразрывная связь. По мнению Алехина, законность служит основой дисциплины и обеспечивает ее защиту. Следовательно, законность в определенной степени поддерживает и укрепляет дисциплину. Стоит отметить, что законность государственного управления также связана с ее целесообразностью. Соотношение этих категорий сводится к тому, что:

1. Орган управления выбирает наилучший вариант поведения с точки зрения его целесообразности.

2. При отсутствии правового предписания субъект управления должен руководствоваться целесообразностью.

3. При наличии нормативного предписания исключается использование целесообразности.

4. Любые законные предписания являются целесообразными.

Государство закрепляет систему организационно-правовых средств, которые направлены своим содержанием на обеспечение законности в государственном управлении. Данные средства обеспечивают возможность следить за соблюдением законности органами исполнительной власти и должностными лицами. В административном праве эти средства получили название «способы обеспечения законности в государственном управлении». Выделяются следующие их виды :

1. Контроль в государственном управлении (государственный контроль)

2. Надзор (административный и органов прокуратуры)

3. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц

Контроль и надзор обладают общими признаками, а именно относятся к числу пресекательных и принудительных мер. В литературе неоднозначно решается вопрос о соотношении этих категорий:



1. Отождествление терминов

2. Надзор – разновидность контроля

3. За ними признается самостоятельное значение

В общем виде контроль можно определить, как систему наблюдений за деятельностью подконтрольных объектов в целях установления соответствия их деятельности регламентированным правилам.

Надзор в основном осуществляется в отношении неподконтрольных (неподчиненных) субъектов, его реализация необусловлена вмешательством в деятельность поднадзорного субъекта и имеет своей целью выявление правонарушений субъектов, в отношении которых ведется надзор. Основными критериями, различающими контроль и надзор являются:

1. Наличие или отсутствие подчиненности

2. Наличие возможности или ее отсутствие вмешиваться в деятельность подконтрольного или поднадзорного субъекта

3. Применение дисциплинарных взысканий и отмена правовых актов в ходе проведения контрольных предприятий

4. Плановость контрольных и надзорных предприятий

Обжалование действий и решения органов исполнительной власти и их должностных лиц состоит в том, что каждый вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, юридических или должностных лиц нарушены его права и свободы.

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность законности и дисциплины в государственном управлении

Правовые средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

Контроль как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении

Надзор как способ обеспечения законности в управлении

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Законность и дисциплина - атрибут существования и развития демократически организованного общества. Она необходима для обеспечения свободы и реализации прав граждан, образования и функционирования гражданского общества, осуществления демократии, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата. Законность обязательна для всех элементов государственного механизма, гражданского общества и для всех граждан. Законность - это политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно - правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путём строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства, положение при котором общественная жизнь обеспечивается законами. Законность - важнейшая правовая категория всей юридической науки и практики, а её уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества и граждан.

Проблемы обеспечения и укрепления законности и дисциплины всегда были в центре внимания государства и общества. В настоящее время признание верховенства права и закона придаёт проблеме законности особую актуальность, так как формирование правового государства и установление режима законности - задача необычайно трудная и её решение возможно лишь в результате многих десятилетий целенаправленных усилий всего общества. Законность в государственном управлении должна быть противопоставлена любым формам произвола, своеволия, вседозволенности.

Объектом исследования являются непосредственно способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Предмет исследования - законность и дисциплина.

Целью настоящей работы является исследование проблем обеспечения законности и дисциплины в области государственного управления в условиях формирования правового государства и гражданского общества. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

рассмотреть теоретические аспекты законности и дисциплины;

определить современное состояние законности;

дать анализ основным способам обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении;

определить роль и функции субъектов, осуществляющих контроль за законностью в государственном управлении.

Научная новизна исследования выражается в том, что в настоящее время учёными весьма активно обсуждается проблема обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, и что все органы государства непосредственно вовлечены в этот процесс.

Методологическую основу работы составляют общенаучные методы исследования, такие как формально-юридический, специально-юридический, метод толкования.

законность дисциплина государственный гражданский

1. СУЩНОСТЬ ЗАКОННОСТИ ИДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

В юридической науке сложилась традиционная концепция законности, сущность которой заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами правил действующего законодательства. А с точки зрения функциональной роли законность рассматривается как принцип, как метод осуществления власти, как система требований, предъявляемых к личности .

В соответствии со статьей 1 Конституции Республики Беларусь обеспечивает законность и правопорядок. В развитие ее ст.7 закрепляет положение о том, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Таким образом, законность является одной из важнейших задач государства и основным условием деятельности его органов .

Данное положение обусловлено рядом причин, среди которых можно отметить: во-первых, что субъекты власти представляют весьма многочисленную группу и по своим функциям контактируют с гражданами, организациями, предприятиями; во-вторых, субъекты власти наделены дискреционными полномочиями свободы усмотрения, которая служит одним из средств выполнения государственными органами возложенных на них задач и полномочий.

Именно поэтому изучению данного вопроса отводится важное место в курсе « Административное право Республики Беларусь». Здесь нам необходимо рассмотреть проблему законности как правового явления.

Из истории права известно, что проблема законности в государственном управлении всегда привлекала внимание ученых-правоведов. В своей доктрине законности английский философ Д. Локк выделял в качестве одной из ее целей «…сопротивление всяким незаконным правилам власти» .

По сути, концепции мыслителей разных эпох легли в основу теорий правового государства. Начало этому положили такие документы, как Конституция США, Французская декларация прав человека, Конституция Франции, Речи Посполитой 3 мая 1799 г. и др. К сожалению, эти прогрессивные документы не отразились в правовой системе Беларуси, входившей тогда в состав Российской империи. Концепции же законности, выдвинутые в советский период, вследствие их политизированности были весьма далеки от сути общепризнанной модели правового государства.

В современной научной юридической литературе относительно содержания категории «законность» выявились две основные позиции. Авторы, придерживающиеся первой из них, изменив понятие «социалистическая законность» на просто «законность», остались приверженцами старого содержания. Вторая группа авторов, по сути, сохраняя основное содержание этого термина, вводит в него также и понятие «право» .

В качестве представителя первой группы выступает М.С. Строгович, утверждая, что сущность законности заключается в соблюдении и исполнении законов. А соблюдение подзаконных актов вытекает из природы соответствия их закону .

Практически неизменна в этом вопросе и позиция В.Н. Кудрявцева, по мнению которого «законность - это определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов» .

Ко второй группе ученых можно причислить М.Н. Марченко, который утверждает, что «законность есть система реально действующего права» .

Законность в государственном управлении характеризуется рядом черт. Во-первых, это общеобязательность законов для всех юридических и физических лиц, находящихся на территории Республики Беларусь независимо от каких либо обстоятельств и личных качеств. В этом проявляется верховенство и всеобщность предписаний законов, их высшая юридическая сила. Во-вторых, единство законности, обеспечивающее единообразное понимание и применение законов на всей территории Республики Беларусь. Это необходимо для успешного, слаженного взаимодействия звеньев исполнительной власти, как между собой, так и с гражданами. В-третьих, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, издания каких-либо правовых актов и действий по их реализации вопреки закону под предлогом их целесообразности. Сам закон есть высшая степень проявления целесообразности. В-четвертых, неразрывная связь законности и правовой культуры населения. Эта связь проявляется в том, что, с одной стороны, внедрение законности означает повышение культурного уровня населения, а с другой - само наличие определенного уровня культуры составляет необходимую предпосылку соблюдения законности. В-пятых, при любом управленческом решении законность должна быть рядом со справедливостью. Только вместе они достигают целей правового регулирования, реализации исполнительной власти. Отсутствие справедливости перечеркивает и законность. В-шестых, законность в государственном управлении торжествует лишь в том случае, если ее нарушение влечет неизбежность ответственности или другой реакции государства на противоправное поведение.

Правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности любых должностных лиц за нарушение своих обязанностей перед законом.

Законность приобретает особо важное значение в государственном управлении, составляет организационную и правовую основу деятельности всех субъектов административного права.

Многочисленные органы государственного управления, должностные лица и другие служащие этих органов ежедневно связаны с решением дел, затрагивающих интересы государства, граждан, государственных и общественных организаций. Субъекты государственного управления осуществляют правоприменение и издают большое число нормативных актов; они обладают большими властными полномочиями, непосредственно распоряжаются огромными материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами; вправе осуществлять внесудебное принуждение, юрисдикционную деятельность; в их непосредственном ведении находится механизм физического принуждения (армия, милиция, внутренние войска, учреждения исполнения наказаний и т.д.).

Поэтому юридическая правомерность в сфере государственного управления - стержень всего режима законности в стране.

Законность охватывает всю управленческую деятельность, обеспечивает единообразное понимание и применение правовых норм как управляющими, так и управляемыми. Она является объективным условием эффективности управления .

Государственное управление носит по своей сущности творчески-организующий характер, именно здесь, в сфере управления есть одна его важнейшая особенность - совершение некоторых действий по усмотрению. Речь идет о проблеме соотношений законности и целесообразности, проблеме, получившей название управления по усмотрению (дискреционное управление). Законы и подзаконные акты, ставя перед органами государственного управления, должностными лицами задачи и цели, не всегда в полной мере определяют их конкретные действия и условия, при которых они должны совершаться. Невозможно детально отрегулировать нормами права многочисленные и весьма разнообразные, незначительные по масштабам отношения, многие из которых имеют экономическое, техническое содержание .

Дисциплина выполняет важную роль в формировании организованности и согласованности действий всех участников управленческой деятельности. Общеизвестно, что иметь только требуемое количество хороших законов и других нормативно-правовых актов еще не достаточно для оптимального регулирования общественных отношений. Основное при этом - обеспечение их точного исполнения теми, кому доверено их применение. Особо нетерпимы случаи, когда допускается бездеятельность, а то и прямые нарушения законов со стороны органов и должностных лиц исполнительной власти, государственного управления. Это негативно действует не только на систему функционирования государственных органов, но и на сознание и поведение всех граждан. В связи с этим государство должно неуклонно обеспечивать законность и дисциплину в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. В современных условиях нашей общественной структуры различается несколько видов дисциплины. В системе общественных организаций действуют правила общественной дисциплины, в системе государственных отношений - правила государственной дисциплины.

Под государственной дисциплиной подразумевается сознательное повиновение всех граждан порядкам и правилам, установленным государством и его полномочными органами, строгое соблюдение норм поведения, согласованность в действиях, а что касается государственных служащих, то выполнение ими своих должностных обязанностей и распоряжений начальников. Проводимые мере по укреплению дисциплины, способствуют обеспечению законности .

При всей близости законности и государственной дисциплины они не тождественны. Различие между ними состоит в том, что дисциплина охватывает порядок поведения людей не только в сфере правовой регламентации общественных отношений (трудовая, финансовая, служебная, воинская дисциплина и т.д.), но и в сфере действия иных норм, функционирующих в обществе (профсоюзная, дисциплина быта и т.д.). Ее содержание шире содержания понятия «законность», ибо включает исполнение прав и обязанностей, основанных на требованиях, как правовых, так и иных социальных норм. Законность же требует соблюдения и исполнения только правовых норм. Кроме того, в содержание дисциплины включаются такие элементы, как предприимчивость, инициативность, творческий подход к делу, эффективность и качество работы. Поэтому дисциплина значительно глубже, чем законность, проникает в производственные отношения и теснее связана с экономическими категориями.

Реализуя требования законности и дисциплины, каждый орган управления, каждое должностное лицо и государственный служащий, общественные организации и граждане обязаны постоянно следить за соблюдением законности и государственной дисциплины.

Высокоорганизованному и подлинно демократическому обществу свойственна закономерность: чем выше организованность и дисциплина в нем, тем эффективнее функционирует система демократии, полнее и последовательнее реализуются права и свободы граждан. Люди могут реально пользоваться предоставленными им правами и свободами тогда, когда в обществе господствует обстановка уверенности, обеспечены порядок и строгое соблюдение законности .

Таким образом, в жизни общества, особенно на современном переходном этапе его развития, наблюдается бюрократизм, злоупотребления, волокита, всплеск правонарушений и другие отступления от норм поведения, которые, так или иначе, посягают на законность и дисциплину в управлении. В связи с этим укрепление законности в Республике Беларусь идет по нескольким основным направлениям, таким, как разработка и принятие законов и других правовых актов, предупреждение возможных и пресечение совершаемых нарушений прав и законных интересов лиц, принятие мер, усиливающих дисциплину и порядок, наказание виновных, воспитание у членов общества чувства уважения к закону, повышение их правовой культуры, наконец, четкое регламентирование правового статуса государственных органов, должностных лиц, граждан.

2. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Обеспечивать законность - это значит пресекать малейшие нарушения закона, предупреждать их, принимать меры к ликвидации причин, их порождающих, восстанавливать нарушенные права и законные интересы граждан и организаций, наказывать виновных, создавать атмосферу неотвратимости ответственности, воспитывать работников аппарата управления в духе строжайшего соблюдения целей и буквы закона.

Верховенство закона, режим законности - необходимый аспект правого государства. Без этого невозможен элементарный порядок в обществе.

Верховенство закона над всеми другими юридическими актами является одним из условий, обеспечивающих неуклонное обеспечение законности. Все важнейшие вопросы регулируются законами, т.е. актами представительных органов власти Республики Беларусь. Акты всех иных органов и организаций должны быть строго подзаконны, т.е. издаваться на основе и в точном соответствии с законом, в пределах установленной законом компетенции данного органа или организации. Сущность этого принципа состоит в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности любых должностных лиц за нарушение своих обязанностей перед законом.

Деятельность по обеспечению законности и дисциплины предполагает:

недопущение нарушений в деятельности органов власти тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах и которыми они руководствуются в своей повседневной работе;

своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение нарушений;

установление причин и условий, способствующих нарушениям;

привлечение к соответствующей ответственности виновных в случае допущения нарушений;

разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности и дисциплины;

создание обстановки неотвратимости ответственности в случае допущения нарушений .

К гарантиям обеспечения законности относятся: экономические, политические, правовые (юридические), организационно-правовые. Политическими гарантиями законности являются режим демократии, гласность. К экономическим гарантиям можно отнести как достигнутый страной уровень благосостояния, наличие у государства необходимых ресурсов, так и фактическую гарантированность прав граждан, организаций, их экономическую свободу, многоукладность экономики, существование рынков товаров, капиталов, труда. К числу общих условий законности относится и состояние системы законодательства - юридические гарантии. Речь идет о качестве законов, полноте правового регулирования, процессуальном обеспечении материально-правовых предписаний, закреплении системы эффективных гарантий. На состояние законности немалое влияние оказывают такие организационные факторы, как организационная структура аппарата, квалификация служащих, эффективность правовой подготовки кадров и др. .

Специальные юридические, организационно - правовые средства обеспечения законности - контроль и принуждение.

Контроль - необходимое условие поддержания дисциплины, законности, порядка и организованности, охраны свобод и соблюдения прав граждан в процессе деятельности государства, его важнейшей части (исходя из принципа разделения властей) - аппарата государственного управления, в общественной жизни. Контроль - понятие многогранное. В тех случаях, когда речь идет о контроле, не связанном с каждым отдельным решением, он рассматривается как вид деятельности, выступает в качестве функции управления. Когда же контроль рассматривают применительно к каждому конкретно принятому решению, его обычно называют стадией управленческого цикла.

Поскольку контроль выступает не в изолированном виде, а осуществляется с учетом содержания конкретной деятельности, его объем, формы и методы проведения дифференцируются в зависимости от специфики сфер и отраслей управления, места субъекта, осуществляющего контроль, в системе государственной организации или механизма государственного управления .

Контроль является довольно широкой и объемной правовой категорией. Его сущность и назначение состоят:

в наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины в действиях объекта;

в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям;

в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины .

Проверка исполнения тесно связана с контролем и является составной частью контроля. Она представляет собой такую деятельность, которая позволяет выяснить, что и как сделано во исполнение предписаний и требований закона, подзаконного акта, соответствующего решения.

Также контролю свойственны такие принципы как: универсальность (означает, что контроль должен охватывать все участки государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства; <#"justify">3. КОНТРОЛЬ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, и характера их полномочий можно выделить: 1)контроль Президента Республики Беларусь; 2)контроль органов представительной (законодательной) власти; 3)контроль органов государственного управления; 4)контроль органов судебной власти.

) Президент Республики Беларусь обладает огромным объемом полномочий, которые закреплены в Конституции Республики Беларусь. Именно ими и предопределены контрольные полномочия Президента. Практически нет таких сфер и областей в государственном управлении, в которых Президент не выполнял бы ответственейшие функции и не обладал государственно-властными полномочиями.

Главными направлениями контрольной деятельности Президента Республики Беларусь являются следующие:

контроль в процессе формирования органов управления;

контроль за системой, численностью и структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы;

контроль за исполнением законов, декретов и указов Президента, соблюдением государственной дисциплины;

контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления .

Президент Республики Беларусь определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение в жизнь которой возлагается на соответствующие органы государственного управления. Он формирует Совет безопасности и Администрацию Президента и назначает высшее командование Вооруженных Сил Республики Беларусь. Президент имеет возможность осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и других органов государственного управления, поскольку возглавляет Совет безопасности и вправе председательствовать на заседаниях Правительства. Это позволяет ему не только участвовать в обсуждении различных вопросов, вносить свои предложения, но и непосредственно контролировать правильность, целесообразность и необходимость принятия соответствующих решений Советом Министров Республики Беларусь по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

Важные функции и полномочия по обеспечению конституционных полномочий Президента Республики Беларусь осуществляет Комитет государственного контроля. Он является государственным органом, образуемым Президентом и осуществляющим контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, палат Национального собрания, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения .

Комитет государственного контроля в пределах своей компетенции координирует контрольную деятельность республиканских органов государственного управления, осуществляющих финансово-экономический контроль в республике, которые в своей деятельности подотчетны органам Комитета государственного контроля по вопросам, относящимся к компетенции Комитета госконтроля.

В процессе проведения проверок Комитет государственного контроля имеет право требовать от министерств и других республиканских органов государственного управления, а также от предприятий, учреждений, организаций необходимую для проверок информацию, документы, объяснения: вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу выявленных нарушений законодательства; указывать на недостатки, допущенные должностными лицами, делать им предупреждения, обязывать устранить попущенные нарушения, передавать материалы о нарушениях на обсуждение рудовых коллективов, на рассмотрение государственных органов .

Президент обладает важными контрольными полномочиями. Он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Именно этим предопределены контрольные полномочия Президента. Практически нет таких сфер и областей в государственном управлении, в которых Президент не выполнял бы ответственейшие функции и не обладал государственно-властными полномочиями.

) Контроль органов представительной власти определяется с соблюдением ст.6 Конституции Республики Беларусь, закрепляющей принцип разделения властей. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга .

В самой Конституции Республики Беларусь имеются определенные, хотя явно недостаточные и неразвернутые положения и нормы о контрольных функциях Национального собрания.

Правительство ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Палата представителей осуществляет контроль за деятельностью Правительства по разработке республиканского бюджета, рассматривает проекты законов об утверждении республиканского бюджета и отчет о его исполнении, об основах социальной зашиты, о принципах регулирования труда и занятости, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о принципах осуществления отношений собственности и др.

Совет Республики дает согласие на назначение Президентом Председателя и членов Правления Национального банка.

Совет Министров в порядке, определенном законодательством, представляет в палаты Национального собрания Республики Беларусь и их органы по их требованию, а также по собственной инициативе документы и материалы, связанные с деятельностью Правительства Республики Беларусь.

Совет Министров в целях учета интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц в соответствии с законодательством определяет вместе с местными Советами депутатов степень и порядок их участия в выполнении общегосударственных программ, совместных проектов, рассматривает предложения этих Советов.

Местные Советы депутатов осуществляют значительный объем контрольных полномочий в области государственного управления. Исполнительные комитеты подотчетны соответствующим Советам депутатов по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Исполнительный комитет разрабатывает и вносит в соответствующий Совет депутатов схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью; проекты планов экономического и социального развития, местных программ, местного бюджета; предложения по охране общественного порядка и прав граждан; принимает меры по осуществлению планов, программ и бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении.

Исполнительный комитет организует выполнение решений Совета и вышестоящих государственных органов, собственных решений. Совет депутатов не реже одного раза в год заслушивает отчет исполкома .

В заключение можно сказать, что одним из важнейших достижений человечества является разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Это сделано для решения целого ряда важнейших проблем. Среди них: необходимость более четкого определения компетентности, основных функций, сфер деятельности, ответственности каждой ветви власти, каждого государственного органа; необходимость предотвращения злоупотребления властью, установления диктатуры, авторитаризма или тоталитаризма; возможность на основе разделения властей диалектического объединения в единое целое таких, казалось бы, не совместимых важнейших сфер жизни, как закон и свобода, власть и право, государство и гражданское общество. Законодательные органы в пределах контрольных полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

) Органы государственного управления, осуществляя непосредственное управление хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством широко пользуются предоставленными им контрольными полномочиями. В зависимости от характера компетенции органа, осуществляющего контроль, объема контрольных полномочий его можно разделить на: а) общий; б) ведомственный (внутриведомственный); в) надведомственный.

Ведомственный контроль осуществляется органами отраслевой компетенции за органами одной системы в пределах подведомственности и представляет собой систематическую проверку разными методами - руководителем лично или с помощью специального аппарата (например, инспекцией, контрольно-ревизионной службой) деятельности подчиненных данному органу государственного управления органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц.

Контроль проводится в процессе повседневного отраслевого руководства работой подчиненных органов, учреждений, предприятий и организаций. В процессе внутриведомственного контроля разрешаются все основные вопросы деятельности подконтрольного объекта, включая и оценку целесообразности расстановки кадров, методов руководства и др.

Надведомственный контроль - значительный институт государственного контроля, являющий собой совокупность специализированных органов, осуществляющих независимо от ведомственной подчиненности существенный объем контрольно-надзорных функций и полномочий. Надведомственный контроль по вопросам своей компетенции осуществляют Министерство экономики, Министерство финансов .

) Судебная власть является одним из проявлений государственной власти и означает способность и возможность воздействия государства на поведение людей через органы судебной власти, действующие в специальной процессуальной форме. Цель судебного контроля за законностью правовых актов состоит в том, чтобы, с одной стороны - защитить граждан и общество в целом от любых злоупотреблений властными полномочиями со стороны органов законодательной и исполнительной властей, с другой - способствовать улучшению деятельности этих органов. Согласно ст.109 Конституции Республики Беларусь судебная власть принадлежит судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации .

Субъектами судебного контроля в государственном управлении являются:

Конституционный Суд Республики Беларусь;

суды общей юрисдикции;

хозяйственные суды.

Деятельность Конституционного Суда призвана служить укреплению основ конституционного строя Республики Беларусь, защите основных прав и свобод человека и гражданина, утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении.

Формы контроля судов общей юрисдикции в государственном управлении имеют свои особенности. Суд осуществляет свои задачи путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных, гражданских, а также административных дел. Суд использует только ему присущий метод деятельности - разбирательство дел в судебном заседании.

Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях зашиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных. Хозяйственные суды осуществляют судебную власть при разрешении дел по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений.

Из вышеизложенного следует, что в системе специально-юридических гарантий законности судебный контроль занимает важное место. Обеспечение законности правовых актов является непременным условием успешного проведения социально-экономических реформ, построения правового государства и формирования гражданского общества. Таким образом, содержанием судебного контроля является проверка судом при рассмотрении административных дел и споров соответствия или несоответствия действий и актов органов исполнительной власти и их должностных лиц требованиям закона.

4. НАДЗОР КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, подразделяется на два вида: прокурорский надзор и административный.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов представляет собой самостоятельную отрасль государственной деятельности. Как самостоятельная отрасль права прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в государстве определяется совокупностью правовых норм, регулирующих систему и структуру органов прокуратуры, принципы и условия их организации и деятельности, полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений законности, средства прокурорского реагирования на нарушения закона и процессуальные акты, исходящие от прокуроров как блюстителей законности .

Осуществляя надзор, прокурор не имеет право отменять какие-либо акты органов управления и их должностных лиц; осуществлять контрольно-ревизионные действия; давать какие-либо указания; применять меры дисциплинарного и административного воздействия.

Прокурор использует особые методы деятельности и формы правового реагирования на нарушения законности. Полномочия прокурора по общему надзору заключаются в праве: требовать акты органов управления, предприятий, учреждений, организаций; требовать от руководителей поднадзорных органов и должностных лиц представления необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений; проводить на месте проверку исполнения законов в деятельности поднадзорных органов; требовать от руководителей поднадзорных органов проверок и ревизий деятельности подведомственных им учреждений, предприятий и организаций; вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушений закона.

В процессе осуществления надзора за законностью прокуроры правомочны выносить постановления и ставить вопрос перед соответствующими государственными органами или общественными организациями о привлечении нарушителей законом к дисциплинарной или административной ответственности. Если нарушение законности носит злостный и преступный характер, прокурор имеет право вынести постановление о возбуждении уголовного дела.

Каждое государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение законов. Одной из них, причем наиболее существенной, является прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов. Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п. Прокурорский надзор - один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства в республике, поскольку законность - неотъемлемый, если не основной его атрибут.

Другой вид надзора - административный надзор. Его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за исполнением действующих в сфере управления специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах.

Существует большое число государственных структур, занимающихся общим административным надзором. Среди них немало специализированных. Это - системы государственных комитетов санитарно-эпидемиологического надзора, по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, системы таможенного контроля. Должностные лица, осуществляющие административный надзор, как правило, наделены полномочиями по беспрепятственному вхождению на территорию, в помещения, на склады поднадзорных; истребованию, изучению, изъятию документов; осуществлению технических проверок, замеров, вскрытий элементов; уничтожению вредных для здоровья продуктов, предметов; получению объяснений; требованию устранения выявленных в ходе проверок нарушений; внесению в органы, выдавшие лицензии, представлений о лишении или приостановлении их действия; приостановлению деятельности организаций, эксплуатации механизмов, транспортных средств.

Правовой основой деятельности государственных инспекций и приравненных к ним органов являются специальные положения, инструкции, утверждаемые, как правило, органами, в которых они находятся. В отдельных случаях положения о них утверждаются Советом Министров.

Из вышеизложенного следует, что административный надзор - необходимое средство обеспечения безопасности граждан, общества и государства. Это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой специальными органами исполнительной власти в отношении организационно не подчиненных им органов. Административный надзор осуществляется только для проверки законности действий конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску; органы административного надзора имеют право осуществлять наблюдение, проверку соблюдения определенных норм, выявлять, пресекать правонарушения, а также привлекать виновных к административной ответственности; административный надзор за конкретными объектами производится систематически.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной работы установлено, что в жизни общества, особенно на современном этапе его развития, наблюдается бюрократизм, злоупотребления, волокита, всплеск правонарушений и другие отступления от норм поведения, которые, так или иначе, посягают на законность и дисциплину в управлении. В связи с этим укрепление законности в Республике Беларусь идет по нескольким основным направлениям, таким, как разработка и принятие законов и других правовых актов, предупреждение возможных и пресечение совершаемых нарушений прав и законных интересов лиц, принятие мер, усиливающих дисциплину и порядок, наказание виновных, воспитание у членов общества чувства уважения к закону, повышение их правовой культуры, наконец, четкое регламентирование правового статуса государственных органов, должностных лиц, граждан.

Таким образом, деятельности по обеспечению законности в государственном управлении придается государственно-правовой характер, а органы, ее осуществляющие, наделяются юридически-властными полномочиями. Подобного рода деятельность и понимается в качестве способа обеспечения законности. Она закрепляется в соответствующих правовых актах и осуществляется специальными методами.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, и характера их полномочий можно выделить: контроль Президента Республики Беларусь; контроль органов представительной (законодательной) власти; контроль органов государственного управления; контроль органов судебной власти. Президент обладает важными контрольными полномочиями. Он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Практически нет таких сфер и областей в государственном управлении, в которых Президент не выполнял бы ответственейшие функции и не обладал государственно-властными полномочиями.

Контрольные полномочия законодательных органов государства в области государственного управления являются не менее важными. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Органы государственного управления, осуществляя непосредственное управление хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством также широко пользуются предоставленными им контрольными полномочиями. Что же касается судебного контроля, то его содержанием является проверка судом при рассмотрении административных дел и споров соответствия или несоответствия действий и актов органов исполнительной власти и их должностных лиц требованиям закона.

Каждое государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение законов. Одной из них, причем наиболее существенной, является прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов. Прокурорский надзор - один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства в республике, поскольку законность - неотъемлемый, если не основной его атрибут.

Приведенный в данной работе анализ режима законности и дисциплины в государственном управлении позволяет сделать следующий вывод: законность и дисциплина - важнейшие правовые категории всей юридической науки и практики, а их уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества и граждан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Сухаркова, А.И. Постникова, А.А. Административное право Республики Беларусь / А.И. Сухаркова. А.А. Постникова. - Могилев: могилевская областная типография, 1999. - 170с.

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с измен. и дополн., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Мн: Амалфея, 2005. - 48с.

Локк, Д. Избранные философские произведения / Д. Локк. - М. : Наука, Т.2. 1960. - 376с.

Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. - Мн. : ГИУСТ, БГУ, 2006. - 535с.

Строгович, М.С. Проблемы общей теории права. Избранные труды / М.С. Строгович. - М. : Прогресс, Т.1. 1990. - 321с.

Кудрявцев, В.Н. Законность: содержание и современное состояние / В.Н. Кудрявцев. - М. : Феникс, 1998. - 364с.

Марченко, М.Н. Общая теория государства и права: академ. курс: в 2т. / М.Н. Марченко. - М. : Прогресс, 1998. - 567с.

Забелов, С.М. Административное право: курс лекций / С.М. Забелов. - М. : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2009. - 218с.

Тихомиров, Ю.А. Курс административного права и процесса: учебник / Ю.А. Тихомиров. - М. : Изд-во С.Ю. Тихомирова, 1998. - 318с.

Четвериков, В.С. Административное право / В.С. Четвериков. - М. : Форум - ИНФА - М, 2005. - 334с.

Рябцев, Л.М. Телятицкая, Т.В. Административное право: учебно-методический комплекс / Л.М. Рябцев. Т.В. Телятицкая. - Мн. : Изд-во МИУ, 2004. - 198с.

Бахрах, Д.Н. Административное право: краткий учебный курс / Д.Н. Бахрах. - М. : Изд-во Норма, 2002. - 273с.

Новоселов, В.И. Законность актов органов управления / В.И. Новоселов. - М. : Норма, 1968. - 295с.

Попов, Л.Л. Административное право / Л.Л. Попов. - М. : Юристъ, 2005. - 698с.

15. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь с измен. и дополн. от 10 июля 2012 г., № 166-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. - № 166. - 2/1263.

О Комитете государственного контроля: Закон Респ. Беларусь с измен. и дополн. от 1 июля 2010 г., № 142-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2010. - №122. - 2/1259.

Телятицкая, Т.В. Административное право Республики Беларусь / Т.В. Телятицкая. - Мн. : Финадо, 1997. - 140с.

Обеспечивать законность - это значит пресекать малейшие нарушения закона, предупреждать их, принимать меры к ликвидации причин, их порождающих, восстанавливать нарушенные права и законные интересы граждан и организаций, наказывать виновных, создавать атмосферу неотвратимости ответственности, воспитывать работников аппарата управления в духе строжайшего соблюдения целей и буквы закона. Деятельность по обеспечению законности в государственном управлении осуществляется по двум основным направлениям: 1) обеспечение строгого соблюдения законности каждым звеном аппарата управления и каждым его работником в целях организации четкой его работы, поддержки государственной дисциплины; 2) обеспечение охраны и защиты прав и законных интересов граждан в повседневной деятельности аппарата управления.

К гарантиям обеспечения законности относятся: экономические , политические , правовые (юридические ), организационно-правовые . Экономические гарантии вытекают из многообразия форм собственности; политические определяются фундаментальными положениями о том, что власть в Российской Федерации принадлежит народу; правовые (юридические) гарантии законности заключаются в создании не только эффективного механизма восстановления нарушенных правовых норм, но и такого порядка применения норм, который максимально предупреждал бы возможность нарушений. Среди способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении важное место принадлежит контролю . Высокая требовательность, систематический и действенный контроль и проверка исполнения являются эффективным средством укрепления дисциплины и законности, воспитания у работников органов исполнительной власти чувства ответственности. Контроль осуществляется всеми государственными органами повседневно в ходе исполнения поставленных перед ними и подчиненными им объектами (лицами) задач. Он называется государственным, т.к. осуществляется от имени государства с использованием государственно-властных полномочий. Контроль является составной частью государственного управления, одной из функций, методом реализации управленческой компетенции.

Государственный контроль подразделяется на два вида: общий и специальный.

Общий контроль охватывает всю деятельность подконтрольных объектов. Специальный контроль осуществляется по какому-либо конкретному вопросу, направлению деятельности подконтрольного объекта (скажем, проверка исполнения конкретного управленческого решения).

Контроль может быть внешним , когда он осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренним , когда проверка осуществляется собственными силами министерства, ведомства, учреждения.

В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов выделяются следующие виды госконтроля, осуществляемые органами:

Представительной власти;

Исполнительной власти (общей, межотраслевой и отраслевой (внутриведомственной) компетенции).

Контроль, осуществляемый органами представительной власти . Органы представительной (законодательной) власти (Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации), законодательные органы субъектов федерации, соответственно, осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетные палаты. Государственная Дума рассматривает отчет Правительства Российской Федера ции об исполнении федерального бюджета. Она же решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти . Важными контрольными полномочиями обладает Президент Российской Федерации В установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Контроль от имени и по поручению Президента Российской Федерации осуществляют Контрольное управление Президента Российской Федерации и его территориальные подразделения (окружные инспекции). Основной задачей данного Управления является подготовка для Президента информации о деятельности: федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц по исполнению Конституции, указов и распоряжений Президента России; Администрации Президента Российской Федерации, Правительства России, федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц по исполнению поручений Президента; федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, а также предприятий, учреждений и организаций по реализации социально-экономической политики; дипломатических, торговых представительств и других учреждений России за рубежом.

Соответствующими контрольными полномочиями в управлении обладают представительные и исполнительные органы субъектов федерации.

Межотраслевой (надведомственный) контроль осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, касающихся ряда отраслей управления. Межотраслевые государственные комитеты и иные федеральные ведомства Рос-сии и их региональные органы осуществляют надведомственный контроль, координируют и регулируют по тем или иным сферам управления деятельность отраслевых органов управления, организационно им не подчиненных.

Органы, осуществляющие надведомственный контроль, наделены соответствующими полномочиями. Они вправе производить проверки и обследования работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции. По результатам проверок органы надведомственного контроля могут давать подконтрольным органам, предприятиям, учреждениям и организациям обязательные указания об устранении обнаруженных нарушений. К органам, осуществляющим надведомственный контроль, относятся: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по статистике и др.

Отраслевой (внутриведомственный) контроль осуществляется органами отраслевой компетенции за органами одной системы в пределах подведомственности и представляет собой систематическую проверку разными методами - руководителем лично или с помощью специального аппарата (например, инспекцией, контрольно-ревизионной службой) деятельности подчиненных данному органу государственного управления органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц.

Контроль проводится в процессе повседневного отраслевого руководства работой подчиненных органов, учреждений, предприятий и организаций. В процессе внутриведомственного контроля разрешаются все основные вопросы деятельности подконтрольного объекта, включая и оценку целесообразности расстановки кадров, методов руководства и др.

Внутриведомственный контроль с точки зрения его содержания подразделяется на контроль общий (проверка всей работы того или иного органа, учреждения, предприятия, организации) и специальный (проверка отдельного направления работы указанных объектов контроля). Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных лиц регламентируются, как правило, актами, определяющими их компетенцию. Внутриведомственный контроль - неотъемлемая часть руководства. Он связан с государственно-властными полномочиями лиц, организовавших проверку или непосредственно осуществляющих ее, поэтому вопрос об отмене, изменении или приостановлении акта управления проверяемого органа, учреждения и т.п. (или иного действия) решается в ходе проверки.

Обеспечение законности в сфере государственного управления - это деятельность специально уполномоченных субъектов, а также граждан и объединений: по недопущению в деятельности органов исполнительной власти нарушений требований, закрепленных в действующих нормативных правовых актах; своевременному и полному предупреждению правонарушений, причин и условий, их порождающих; привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности.

Способы обеспечения законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, граждан, общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления.

Существуют также такие способы обеспечения законности, как

· Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

· Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

· Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления – это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности.

· Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления представляет собой одну из форм отправления демократии, состоящую в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдении за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.

Еще по теме Способы обеспечения законности в государственном управлении.:

  1. ? 3. Способы обеспечения единства законодателыип4 системы России
  2. § I. Связь и взаимодействие законности и юридической ответственности в социалистическом обществе
  3. § 1. Сущность законности и способы ее обеспечения в управлении
  4. § 1. Экономическое развитие и торговля как отрасль государственного управления
  5. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
  6. Административные регламенты - как способ унификации и обеспечения законности действий органов исполнительной власти