Какие нормативно правовые акты относятся к законодательным. Нормативно-правовые акты рф

Все нормативные правовые акты по юридической силе можно разделить на две группы:

1. Законы – это нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принимаемые в строго определен-ном особом порядке высшим законодательным органом государ-ства или субъекта Федерации и регулирующие наиболее важ-ные общественные отношения.

Различают следующие виды законов:

- Конституция

– законы, которые принимаются по вопросам, непосредственно связанным с Конституцией.

- Федеральные текущие законы – это акты текущего законо-дательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;

- Законы субъектов Федерации – это законы, которые издают-ся непосредственно представительными органами субъектов Федерации и распространяют свое действие на соответствую-щую территорию

2. Подзаконные акты – это правотворческие акты компетент-ных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой по отношению к законам.

К подзаконным актам относятся:

Нормативно-правовые акты Президента РФ (указы, распоря-жения);

Нормативно-правовые акты правительства РФ (распоряжения, постановления);

Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции, положе-ния, распоряжения);

Нормативно-правовые акты государственной власти субъек-тов Федерации.

Закон: понятие, признаки, виды.

закон - это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Закон – это акт правотворчества, который обладает высшей юридической силой, направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений и принимается в особом порядке высшим законодательным органом государства или субъекта Федерации, либо непосредственно народом.



Основные признаки закона:

1. Обладает высшей юридической силой, то есть занимает главное после Конституции место в иерархии нормативно-правовых актов.

2. Принимается только соответствующими компетентными законодательными органами государства либо субъекта Феде-рации или же непосредственно народом.

3. Регулирует наиболее важные общественные отношения в сфере экономической, политической, культурной, социальной и духовной жизни.

4. Принимается в особом и официально утвержденном процес-суальном порядке.

5. Является общеобязательным. Это подразумевает, что его нормы должны соблюдаться и исполняться всеми государ-ственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами без исключения.

Виды законов:

1. По сфере действия различают:

Федеральные законы;

Законы субъектов Федерации.

2. По субъектам законотворчества различают:

Законы, принятые законодательным органом в процессе зако-нотворческой деятельности;

Законы, принятые народом в результате референдума.

3. По предмету правового регулирования различают: консти-туционные, уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.д.

4. По сроку действия:

Постоянные;

Временные.

5. По их юридической силе:

- Конституция – это основополагающий нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти.

- Федеральные конституционные законы – законы, которые принимаются по вопросам, непосредственно связанным с Конституцией, а также служащие базой для текущего законода-тельства.

- Федеральные законы.

- Закон субъекта Федерации.

Подзаконные акты.

Подзаконный нормативно-правовой акт (ПНПА) - правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти - статья 12, Конституции Российской Федерации - России.

Классификация:

В РФ на федеральном уровне к подзаконным актам относятся:

Указы Президента РФ;

Постановления и распоряжения Правительства РФ;

Акты Центрального банка РФ, министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти;

Постановления палат Федерального Собрания РФ;

Решения судов и арбитражных судов.

По сфере действия:

Общие (действуют на территории всего государства)

Местные (действуют в отдельной местности)

Ведомственные (действуют внутри ведомств)

Локальные (внутриорганизационные)

Индивидуальные (выделяются в случае признания существования индивидуальных правовых норм, например в коммуникативной теории права).

По органам издающим (применительно к системе нормативно-правовых актов России):

Указы Президента России;

Постановления Правительства России, государственных комитетов, администраций;

Приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты;

Решения представительных органов местного самоуправления.

Коммуникативная теория также выделяет внутригосударственные автономные правовые акты (договоры и соглашения), как общенормативные так и индивидуально-нормативные, а также все гетерономные индивидуальные правовые акты.

Подзаконный нормативно-правовой акт не должен противоречить закону , потому что по иерархии нормативно правовых актов (НПА), он стоит ниже закона и является подзаконным актом, что следует понимать буквально.

Характерными признаками подзаконных актов является то, что:

1. Они принимаются на основе закона.

2. Они принимаются во исполнение закона.

3. Они не могут противоречить закону.

4. Они обладают меньшей юридической силой по отношению к закону.

В зависимости от органа, принявшего подзаконный норма-тивный акт различают:

1. Общие подзаконные акты – это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. С их помощью осу-ществляется государственное управление и координация экономической, политической и социально-культурной жизни страны.

Главное место в системе общих подзаконных актов принадле-жит:

Указам и распоряжениям Президента как главы государства, которые обладают наибольшей юридической силой после закона и регламентируют основные направления внутренней и внешней политики государства;

Актам правительства, принимаемым на основе и во исполне-ние законов и указов Президента и решающим оперативные вопросы государственного управления экономикой, здравоохра-нением, образованием, социально-культурным строительством и т.д.

2. Ведомственные нормативные акты – это нормативно-правовые акты, которые принимаются в пределах своей компе-тенции министерствами, госкомитетами и иными ведомствами, регулируют, как правило, общественные отношения, находящи-еся в пределах компетенции данной исполнительной структуры (таможенные, транспортные, банковские отношения, вопросы организации образования, охраны здоровья и т.д.). Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, указаний, уставов и другие.

3. Местные нормативные акты – это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах (в районах, городах, поселках и т.д.). Их издают мест-ные органы представительной власти и органы местного само-управления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией и обязательны для всех лиц, проживающих на данной территории. Это могут быть решения, распоряжения, постановления органов местного самоуправления.

4. Локальные (внутриорганизационные) нормативные акты принимаются в пределах своей компетенции администрацией предприятий, учреждений, и распространяют свое действие на работников соответствующих предприятий.

Нормати́вный правово́й акт - официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение .

Указанное выше определение с точки зрения права принципиально не совпадает с определением, указанным в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», в 9 пункте которого перечислены существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нём правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Указанное выше определение подходит под нормативный акт.

Нормативный правовой акт - это акт правотворчества , который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права. Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций , выступающее регулятором общественных отношений.

Законы и подзаконные акты

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Российская Федерация является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

  • , а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты Российской Федерации .
  • Федеральные законы :
    • Федеральные законы (в том числе (министерств, федеральных служб и агентств), а также акты иных федеральных органов власти Российской Федерации (Банк России, ЦИК России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и т. д.).
  • Конституции (уставы) субъектов федерации .
  • Законы субъектов федерации.
  • Подзаконные правовые акты субъектов федерации.

На уровне муниципального образования - решения муниципального образования.

Однако нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут иметь высшую юридическую силу по отношению к законам Российской Федерации, если они были изданы вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации .

Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов .

  • в зависимости от содержания, то есть отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами):
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • административно-правовые
  • комплексные (муниципальные, экологические)

При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путём принятия нового нормативного правового акта с указанием в нём, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.

Введение………………………………………………………………….3

1 нормативно-правовой акт в системе правовых актов ……………………4

1.1 нормативно-правовой акт. Понятие……………………………………...4

1.2 нормативно-правовой акт. Признаки…………………………………….6

1.3 виды нормативно-правовых актов……………………………………….12

2 закон – основной вид нормативно-правовых актов………………………19

2.1 понятие закона и его признаков…………………………………………19

2.2 виды законов………………………………………………………………22

2.3 структура закона…………………………………………………………..26

3 действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц……………………………………………………………………….29

3.1 действие нормативно-правового акта во времени………………………29

3.2 действие нормативно-правового акта в пространстве…………………..31

3.3 действие нормативно-правового акта по кругу лиц…………………….35

Заключение…………………………………………………………………….38

Список использованных источников и литературы………………………...39

введение

Для каждого гражданина, где бы он ни работал и какой бы деятельностью ни занимался, право всегда воспринимается как те или иные акты. Правовые акты – наглядное структурное выражение права. И их нужно хорошо знать, умело готовить и правильно применять.

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нём выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные, с точки зрения личности, её интересов и потребностей, общественные отношения. В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период. Нормативно-правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Именно поэтому, считаю выбранную тему работы своевременной и актуальной.

В работе были рассмотрены труды многих ученых, таких как: Бабаев В.К, Кудрявцев В.Н, Лазарев В.В и другие.

Целью данной курсовой работы, является изучение нормативно-правовых актов в системе правовых актов.

Задачи работы:

1. Рассмотреть нормативно-правовой акт в системе правовых актов: понятие, признаки, виды.

2. Проанализировать закон как основной вид нормативно-правовых актов.

3. Изучить действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Методы: анализ, синтез.

    нормативно-правовой акт в системе правовых актов

      нормативно-правовой акт. Понятие

Нормативно-правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Он широко используется во всех современных правовых системах. Преимущества нормативно-правового акта в сравнении с иными формами права связаны, прежде всего, с повышением роли государства как координатора социальной жизни, выявляющего общий интерес и обеспечивающего его централизованное осуществление, со способностью адекватно и оперативно реагировать на изменения общественных потребностей, с документальной письменной формой, позволяющей доступно и быстро довести необходимую информацию до адресата и т. д.

Как следует уже из самого наименования, это - акт, обладающий двойственной природой, т. е. одновременно и нормативной и правовой. Его следует отличать и от нормативных, но не правовых актов (уставов политических партий, инструкций по пользованию бытовой техникой и др.) и от правовых, но не нормативных актов (приговоров и решений судебных органов, приказов о перемещении по службе и т. п.).

К нормативно-правовым актам относятся кон­ституции, другие законы, нормативные решения органов исполнитель­ной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

Дру­гие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулирова­нии общественных отношений.

В нормативно-правовых актах закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координи­руют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический пе­риод.

Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юри­дических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуис­тический и не всегда определенный характер. Эти нормы складываются постепенно, по мере повторения частных случаев, применения опреде­ленного правила поведения. Поэтому юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определенно­го выражения.

С развитием общественной жизни, усложнением общественных отношений эти обязательные установления становятся тормозом обще­ственного прогресса.

Переход к всеобщему нормативному регулированию осу­ществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование рас­пространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непо­средственно касались интересов государственной власти. Частные иму­щественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Со временем нор­мативно-правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом, преобла­дающей формой правового регулирование общественных отношений.

Таким образом, нормативно - правовой акт - это акт правотворчества, в ко­тором содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством.

      нормативно-правовой акт. Признаки

Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Он является наиболее важным и распространённым источником права.

В отличие от других источников права нормативно-правовой акт обладает следующими признаками:

    Нормативно - правовой акт несет волевое содержание.

Относительно того, чью волю призван воплощать и реально воплощает данный акт, постоянно ведутся споры. Наиболее простым и распространенным является увязывание нормативного правового акта и государственной воли. По мнению С.С.Алексеева, независимо от органа или организации, принявших акт, «во всех случаях он выражает волю государства. Отсюда его властность, авторитарность». В столь же четком позитивистском ключе выступает и Н.М.Марченко, по мнению которого через нормативные акты «преломляется государственная воля». Позитивистские традиции имеют давние корни, были отражены еще в работах Г.Ф. Шершеневича. Он отмечал, что «норма права исходит непосредственно от государственной власти, составляет прямое выражение воли органов власти». Именно этот признак представляется исследователю принципиальным для выделения нормативных правовых актов из числа иных форм права. Г.Ф. Шершеневич допускает возникновение определенных форм вне государства (обычного права, канонов). Различие в том, что нормативные акты государство создает, а иные формы оно санкционирует.

Российской юридической науке свойственны не только позитивистские взгляды. Социологический подход, без которого демократическое правотворчество не представляется возможным, имел величайших сторонников на рубеже ХIХ-ХХ веков. Одним из них был Л. Кассо. Ученый достаточно негативно относится к такой форме права как законодательство. Источники его несовершенства он видел в различных плоскостях: 1) отсутствие связи между законодательной деятельностью и научной разработкой права; 2) посредственная рецепция отрывочного характера как следствие 1-го; 3) заимствование из иностранных источников даже в виде интерпретации.

Обобщая сказанное, можно констатировать наличие противоречащих тенденций в трактовке волевого содержания нормативного правового акта. Одно направление идет в сторону сужения круга лиц, чьи интересы он выражает. Второе направление – в сторону увеличения до отражения всеобщего интереса.

2) Официальный характер также выступает немаловажным признаком нормативно - правового акта. Издаваемый органами государственной власти или иными уполномоченными органами, акт несет на себе отпечаток силы, его породившей. Официальный характер нормативные правовые акты получают в ввиду его связи с государством.

Тот факт, что нормативно - правовой акт предназначен для государственной организации общественных отношений, требует взаимодействия информационных потоков в системе «государство – общество». Эту роль выполняет опубликование нормативных правовых актов для ознакомления адресатов предписаний с его содержанием. Именно в связи с официальным характером нормативных правовых актов устанавливаются повышенные требования к процедуре доведения их содержания до сведения других лиц. Способы осуществления этой деятельности за прошедшие столетия развивались и совершенствовались.

Требование о безусловной необходимости официального опубликования нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, впервые было установлено 29 ноября 1990 года Заключением Комитета Конституционного надзора СССР № 12 (2-12) «О правилах, допускающих применение неопубликованных нормативных актов о правах, свободах и обязанностях граждан». В соответствии с Заключением официальное опубликование законов и других нормативных актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, т.е. доведение их тем или иным способом до всеобщего сведения, является обязательным условием применения этих актов.

3) Правовой акт входит в единую систему, осуществляя правовое регулирование в соответствии с общими целями и задачами общества и государства. Иерархическое построение выступает не столько признаком отдельного документа, сколько характеризует систему актов. Тем не менее, этот признак представляется важнейшим, так как только в связи с ним нормативные правовые акты и могут выполнять стоящие перед ними задачи. Н.М.Марченко полагает, что «сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности». По мнению С.С.Алексева, «собственная структура законодательства проявляется в вертикальной плоскости. Она выражается в иерархическом построении нормативных юридических актов, в их соподчинении, при котором каждый акт занимает строго определенную ступень в иерархической структуре». Не случайно именно вопросам иерархичности современных актов посвящаются монографические исследования. Благодаря иерархичности может проводится идея юридической силы нормативных правовых актов, без которой их система не в состоянии функционировать.

Необходимая иерархичность имеет место в случае наличия ясных законодательных оснований классификации нормативных правовых актах по основаниям, включая юридическую силу. Система законодательства включает нормативные правовые акты в строгой последовательности. А компетентные органы государственной власти должны осуществлять законные действия по защите этой системы от нарушений.

4) Всеобщий характер также выступает важным признаком нормативно - правового акта. Он непременно должен содержать общие предписания в виде норм права и рассчитан на многократное применение. По мнению А.Ф. Шебанова, нормативно - правовые акты содержат «правовые нормы, т.е… правила поведения общего характера, направленные на регулирование общественных отношений того или иного определенного вида».

Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов. Это свойство является основополагающим для права в целом, т.к. именно через него реализуется социальная ценность права, его регулятивные свойства. Нормативный характер акта, по мнению Верховного Суда РФ, выражается в том, что он касается неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение.

Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.

Таким образом, типичность отношений сообщает акту нормативный характер. Он одинаково предназначен для всех субъектов, не адресован никому персонально. Благодаря этому признаку право может выступать мерой, равным масштабом поведения для других лиц.

5) Для характеристики нормативно - правового акта исключительно большое значение имеет его документарная природа. В научной литературе высказано мнение о тройственной природе нормативного правового акта, который выступает и как источник права, и как форма права, и как акт-документ. Еще в 1973 году С.С. Алексеев подчеркивал значение юридической техники, под которой он понимает «средства и приемы документарного выражения нормативного акта,… средства и приемы специально-юридического изложения их содержания».

Вопросы формы, структуры и текста не достаточно освещены в законах. Этот пробел восполняется в подзаконных актах. Они же регулируют вопросы юридической техники применительно к законам.

Таким образом, нормативный правовой акт – это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается языком, использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т.п.).

6) Для проникновения в сущность нормативно - правового акта важны процедурные вопросы. Так, например, Г.Ф. Шершеневич указал, что «признак закона состоит в том, что воля органов государственной власти, творящей норму права, должна выразиться в установленном заранее порядке». Этот признак представлялся ему столь значительным, что он предлагает в зависимости от его реализации определять политический режим государства: «Если в конституционных государствах, - пишет ученый, - граждане стремятся оградить себя твердым законодательным порядком от произвола исполнительных органов, то при абсолютном режиме монарх заинтересован в том, чтобы подданные знали и выполняли его волю, а для этого он должен установить форму, которая служила бы для подданных ручательством, что дошедшее до них повеление выражает действительную волю монарха».

Российское государство создало достаточно развитый механизм регулирования правотворчества. Основные идеи, принципы, конструкция законодательного процесса получили закрепление в Конституции РФ. Конституционный Суд РФ установил, что «из принципа верховенства Конституции Российской Федерации и задачи обеспечения соответствия ей законов и иных правовых актов (часть 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации) вытекает обязанность всех участников законодательного процесса соблюдать установленную Конституцией Российской Федерации процедуру законотворчества». К сожалению, в законах эти основополагающие тезисы дальнейшего развития пока не получили. Попытки принятия процедурного документа в виде закона «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов» не дали результата. Цель данного законопроекта в установлении процессуальных правил, тогда как закон «О нормативных правовых актах в РФ» выполнял бы роль материального акта. Эта идея пока не получила своего завершения, в силу чего сохранился порядок регламентного регулирования внутренними актами палат Федерального Собрания.

7) Правовой акт издается уполномоченными субъектами в пределах их компетенции. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому правотворческому органу предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои предписания. Например, Президент РФ создает только указы и распоряжения. Компетенция органов устанавливается в соответствующих юридических нормах. Например, в общих чертах она закреплена в статьях 71 и 72 Конституции РФ. В данном признаке фактически объединены два, однако разъединение их затруднительно. С одной стороны, орган должен соблюдать требования к форме (указ, приказ и др.), с другой – к содержанию. Второе требование означает, что каждому органу определен круг вопросов, которые он управомочен решать. Выход за эти пределы представляет собой нарушение компетенции.

Компетенция правотворческих органов может носить всеобщее значение, а может относиться к отдельным стадиям принятия нормативного правового акта. Так, Верховный Суд РФ разъяснил, что «исходя из общего принципа правотворчества, дозволяющего на стадии принятия акта действия лишь строго в пределах специальной компетенции участников процесса, предоставление (делегирование) права подписания нормативных актов этими участниками другим лицам недопустимо, если иное прямо не предусмотрено юридическим актом не ниже уровня, на котором определена специальная компетенция».

8) Нормативно - правовой акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.

Для характеристики нормативных правовых актов важны адресаты их предписаний, т. к. их отношения выступают предметом правового регулирования. Очевидно, что общественные отношения могут возникать между людьми (как индивидами, так и их коллективами). Не все отношения нуждаются в правовом воздействии и далеко не все могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.

С учетом сказанного можно выделить следующие признаки нормативно - правового акта: 1) волевое содержание; 2) официальный характер; 3) входит в единую систему; 4) нормативность; 5) принимается в специальной процедуре; 6) издается компетентными органами и лицами; 7) регулирует общественные отношения; 8) издается управомоченными органами и лицами; 9) гарантируется принудительной силой государства; 10) имеет форму и структуру, установленные законом.

      виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы: законы и подзаконные акты. Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы - это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом - парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России - Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 1 Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов - кодексы , которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ - самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь - очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления - зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являются инструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации - законы , это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация - вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именовать постановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило, решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты - это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Проанализировав все выше сказанное, можно сделать вывод, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нём выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные, с точки зрения личности, её интересов и потребностей, общественные отношения. К нормативно-правовым актам относятся кон­ституции, другие законы, нормативные решения органов исполнитель­ной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

Правовая система большинства современных государств функционирует на основе нормативных актов. Подобного типа источники права в российской юридической системе представлены в самом широком спектре разновидностей. Какие органы власти отвечают за принятие нормативных актов в РФ? Какова специфика субординации соответствующих источников права в аспекте сопоставления юридической силы?

Нормативные акты в системе источников права

Нормативные акты - это один из наиболее распространенных в современных государствах видов источников права. В зависимости от конкретной страны, они будут являться ведущими или же сочетаться с иными категориями, такими как, например, правовой обычай или судебные прецеденты. Основной признак, который характеризует нормативные акты - издаются они при непосредственном участии политических институтов (законодательных, исполнительных органов). Это значит, что во всех случаях они будут иметь официальный, общеобязательный характер. Рассмотрим прочие признаки, характеризующие нормативные акты.

Признаки нормативных актов

Прежде всего отметим, что источники права, о которых идет речь, носят правотворческий характер. Нормы посредством них устанавливаются, корректируются или отменяются. Другой важнейший признак нормативных актов - они издаются в пределах компетенции конкретного органа власти (например, парламента). Соответствующие источники права имеют письменную форму, а также обладают различными реквизитами (если говорить о российской юридической традиции, то в числе таковых - вид, принявший орган, дата и место утверждения акта, его номер).

Нормативные акты не должны противоречить тем источникам права, у которых юридическая сила выше. Также они должны быть публичными. Нормативные акты - это источники права, направленные, главным образом, на регулирование отношений в социуме в целом или в рамках некоторой социальной группы. Если тот или иной акт не будет этому критерию соответствовать, то нормативным его считать не корректно.

Соотношение законов и нормативных актов

Закон и нормативный акт - это одно и то же? Все зависит от интерпретации данных терминов, вариантов которой может быть много. Закон в общеправовом смысле - это любой источник права, в том числе и тот, что основан, например, на правовых обычаях. В этом смысле рассматриваемые термины могут выступать синонимами, так как любой нормативный акт так или иначе будет законом. Однако возможны и иные трактовки исследуемых понятий.

Закон в узком смысле - это правовой акт, принимаемый представительным органом власти - Парламентом. При этом в юридической системе государства могут существовать те или иные виды нормативных актов, в разработке и утверждении которых Парламент участия не принимает. Если говорить о российской модели, это могут быть Указы Президента РФ или же Постановления Правительства.

Указ главы государства - это нормативный акт, но не «закон» в узком смысле этого слова. И потому отождествлять в данном контексте рассматриваемые термины некорректно. В свою очередь, Госдума и Совет Федерации разрабатывают и утверждают правовые акты, классифицируемые как «законы», но в более узком значении. Поскольку они считаются нормативными актами, то в этом контексте отождествлять изучаемые нами термины можно.

Критерии юридической силы нормативного акта

В чем выражается юридическая сила источников права, о которых идет речь? Если говорить о юридической модели, сформировавшейся в РФ, можно отметить, что нормативные акты Российской Федерации в любом случае соответствуют принципам, определенным на уровне Конституции страны, а также той классификации, что излагается в основном законе государства. Соблюдается принцип соподчиненности источников права.

Классификация актов: Конституция

Рассмотрим, какие бывают виды нормативных актов в российской правовой модели. Ключевой закон России - это Конституция. Особенность данного нормативного акта - в том, что он призван обеспечивать баланс интересов различных групп социума, а также формулировать базовые положения, отражающие принципы общественного контракта между гражданами и государством.

Российская Конституция - это нормативный акт, характеризующийся высшей юридической силой. Он учреждает ключевые принципы управления государством, которые должны быть раскрыты в нормативных актах с более низкой юридической силой. Специфика Конституции РФ в том, что она утверждается в ходе прямого голосования гражданами РФ. Остальные органы государственного управления формируются в соответствии с конституционными нормами.

Классификация актов: законы

Ступенью ниже относительно юридической силы Конституции в правовой системе РФ располагаются законы. Они представляют собой государственные нормативные акты, принятые законодательным органом власти. В российском варианте он может быть федеральным или региональным. Законы характеризуются рядом особых признаков. Рассмотрим их.

Во-первых, предполагается, что в законах отражена воля граждан страны, которая делегирована посредством представительных органов власти. Во-вторых, законы характеризуются наибольшей длительностью действия в сравнении с иными нормативными актами с меньшей юридической силой. В-третьих, данного типа нормативные акты РФ принимаются в особом процессуальном порядке.

Законы в РФ представлены на двух уровнях - федеральном и региональном. Какие относятся к первым? На верхней ступени - Федеральные конституционные законы. Далее равную юридическую силу имеют два типа актов. Во-первых, это Федеральные законы - источники права, принятые по факту утверждения Конституции РФ в 1993 году. Во-вторых, это законы (называемые иногда «обычными») - источники права, принятые до того, как был утвержден основной закон страны. Кодексы - Гражданский, Семейный, Налоговый и другие относятся к ФЗ.

Можно отметить, что Закон РФ о поправках к Конституции играет особую роль в правовой системе РФ. Данный акт характеризуется существенными ограничениями в аспекте круга лиц, которые имеют право вносить его на обсуждение в Парламент. Также одобрять его должны субъекты РФ.

Рассмотрим подробнее специфику различных видов российских Законов, а также иных источников права, которые могут иметь признаки правовых норм. Начнем с Федеральных конституционных законов - вторых по юридической силе актов после Конституции России.

Федеральные конституционные законы

Данные нормативные акты - это инструмент регулирования государством ключевых общественных отношений, о которых идет речь в Конституции России. Значительная часть ФКЗ направлена на юридическое оформление статуса ключевых политических институтов. В частности, к таковым актам можно отнести ФКЗ о Правительстве РФ или, например, о Конституционном Суде России. Иные ФКЗ регулируют различные правовые состояния. К таковым можно отнести закон, определяющий условия и порядок введения в государстве чрезвычайных положений. Федеральные конституционные законы - главный источник права в рамках прецедентов, отражающих изменения в территориальном составе РФ - например, при принятии в Россию новых субъектов. Для того чтобы ФКЗ был принят, за него должны проголосовать не менее чем две трети депутатов Госдумы, а также три четверти сенаторов Совета Федерации.

Федеральные законы

Данные федеральные нормативные акты - в числе самых многочисленных. При этом ФЗ на практике могут быть представлены в достаточно широком спектре разновидностей. Так, например, разновидностью ФЗ являются различные Кодексы, которые представляют собой систематизированные источники, призванные регулировать ту или иную сферу общественных коммуникаций.

Многие Кодексы считаются основополагающими актами в тех или иных сферах социального взаимодействия. Например, ГК РФ - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой в среде гражданско-правовых актов. Схожую роль играют Бюджетный, Семейный, Налоговый Кодексы.

Законы о ратификации

Можно отметить, что в российской правовой системе есть особый вид нормативных актов - федеральные законы, ратифицирующие (или, наоборот, денонсирующие) различные международные соглашения России. Работают данные источники права в соответствии с положениями 15-й, а также 106-й статей Конституции России.

Главная особенность данных нормативных актов - они имеют юридическую силу выше, чем законы, принимаемые внутри государства.

Подзаконные нормативные акты федерального уровня

Есть в российской системе также подзаконные нормативные акты. Это могут быть указы главы государства, постановления Правительства и иные источники права, призванные дополнять федеральные и иные законы. Их юридическая сила ниже, чем у ФЗ и ФКЗ, но и процедура их принятия гораздо проще: Президенту РФ, например, не требуется согласовывать свои действия с Парламентом. Однако издать прямо противоречащий положению ФЗ и ФКЗ Указ глава российского государства не может.

Указы Президента

Основная роль Указов - придание статуса нормативных актов компетенциям Президента РФ, которые зафиксированы в 4-й главе Конституции России. Указы главы государства обязательны для исполнения на всей территории РФ. Они, как мы уже отметили выше, не должны противоречить ФЗ, ФКЗ, а также, разумеется, Конституции. Можно отметить, что некоторые Указы Президента относятся к категории ненормативных. В самом начале статьи мы определили один из критериев отнесения того или иного источника права к нормативным актам - публичность. Соответственно, те Указы главы государства, положения в которых не предполагают этого критерия (то есть направленные на узкий круг лиц), относятся к ненормативным. Подобные акты могут быть связаны, например, с отставками или назначениями в Администрации Президента и иных органах власти.

Постановления Правительства

Постановление Правительства РФ - это также нормативный юридический акт, относящийся к категории подзаконных. Издаются они на основе положений конституции РФ, различных ФЗ или же Указов главы государства. Они также обязательны для соблюдения во всех регионах страны. При этом Президент РФ вправе отменять Постановления высшего исполнительного органа власти, если они противоречат основному закону страны (Конституции), ФЗ или же Указам главы государства. Исполняются Постановления в пределах предметов ведения, которые могут относиться к РФ или же в совместном порядке к РФ и субъектам. Таким образом, исполнительные органы на федеральном и региональном уровне функционируют в рамках единой системы.

В структуре Правительства РФ работают различные министерства и ведомства. Они также могут издавать нормативные акты. Это могут быть инструкции, письма, приказы, положения и т. д. Их юридической силы достаточно с точки зрения обязательности исполнения гражданами и организациями, участвующим в сфере правоотношений, которая регулируется соответствующим актом. Источники права, которые издают федеральные органы, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции России, а также впоследствии опубликованы.

Региональные законы

Россия - федеративное государство. Данная модель политического устройства предполагает достаточно выраженную автономию административно-территориальных субъектов - республик, краев, областей. В каждом из регионов РФ действует собственная система нормативных актов.

Субъекты РФ в статусе краев и областей имеют Уставы, те, что являются республиками, - Конституции. Их роль, в целом, схожа с той, что выполняет основной закон России. То есть, данные правовые акты фиксируют формирование политических институтов, регламентируют ключевые общественные отношения. Конституциям и Уставам должны соответствовать все правовые акты, утверждаемые на территории субъекта. В свою очередь, ни один из актов, принимаемых в регионе, не должен противоречить какому-либо федеральному закону или Конституции государства.

Региональные законы утверждаются представительными органами власти, в формировании которых участвуют граждане, проживающие в субъекте федерации. В ряде случаев данные правовые акты могут разрабатываться, исходя из критериев совместного ведения. Например, если на федеральном уровне выработан тот или иной закон, то его специфика может предполагать издание актов, обеспечивающих его реализацию, парламентами регионов. По аналогии с Указами Президента и Постановлениями Правительства, собственные нормативные акты могут издавать главы регионов, а также исполнительные органы в субъектах.

Муниципальные законы

В Конституции РФ определено, что система местного самоуправления в России должна быть отделена от государственного. Муниципалитеты могут создавать в пределах своей компетенции собственные нормативные акты. Это могут быть различные решения, приказы или, например, распоряжения. Наибольшая юридическая сила характерна для Уставов муниципалитетов. Те акты, которые издаются органами местного самоуправления, обязательны к исполнению для жителей муниципалитетов.

Корпоративная специфика

Термин «нормативный акт» может применяться не только в аспекте деятельности государства, но также и в сфере гражданских правоотношений. Так, например, существуют нормативные акты организации, предприятия - коммерческого или же не имеющего отношения к бизнесу. Однако предмет их ведения предельно локализован. Более того, издавать собственные источники права предприятие может, основываясь на положениях ограниченной группы государственных нормативных актов.

Так, например, 8-я статья ТК РФ дает организациям подобное право - издавать свои источники права локально. Нормативные акты организаций могут быть направлены на реализацию тех или иных норм трудового права в структуре отдельной компании. Например, они могут устанавливать те или иные правила внутреннего распорядка в организации, предопределять технологические аспекты взаимодействия сотрудников. Во многих случаях их принятие требует согласования с профсоюзом. Разумеется, принятые локально нормативные акты не должны противоречить иным источникам права, действующим в стране.

изданный в установленном порядке документ управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные законом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ

от англ. standard / normative act) – официальный властный документ компетентного правотворческого органа, принятый в определенном процедурно-процессуальном порядке и содержащий нормы права. Н.п.а. находятся в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит их юридическая сила. Различаются Конституция (Основной закон) и иные законы, принимаемые представительными законодательными органами, а также подзаконные Н.п.а.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ

изданный в установленном порядке акт уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ

результат правотворческой деятельности соответствующих государственных или негосударственных органов, который представляет собой текст, содержащий правовые и иные нормы, в т. ч. нормы профессиональной морали. Н.-п. а. принимается и публикуется в порядке, установленном законодательством, имеет особую структуру. Публикация Н.-п. а. влечет за собой юридические последствия. Ведомственные Н.-п. а. МВД России, Министерства юстиции содержат ряд норм профессиональной морали, обязательных для исполнения сотрудниками правоохранительных органов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ

письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и ее субъектах Н. п. а. издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений глав региональных администраций (губернаторов) и др. Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., федеральными органами исполнительной власти Н. п. а. издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание Н. п. а. в виде писем и телеграмм не допускается. Является основным источником права в РФ и других странах романо-германской системы права. Н. п. а. образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ

согласно постановлению Государственной Думы от 11.11.1996 № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», – письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, т. е. общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 (в ред. постановлений Правительства РФ от 11.12.1997 № 1538, от 06.11.1998 № 1304, от 11.02.1999 № 154, от 30.09.2002 № 715), нормативно-правовые акты издаются в форме указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Правовые акты, изданные в ином виде (например, указания и др.), не должны носить нормативный характер. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Нормативный правовой акт

официальный акт - документ, содержащий правовые нормы и принятый компетентным нормотворческим органом либо на референдуме.

В зависимости от юридической силы нормативные правовые акты подразделяются в две группы: законы и подзаконные акты.

К законам относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации; иные законы субъектов Российской Федерации.

К подзаконным актам относятся: указы и распоряжения Президента Российской Федерации; нормативные акты Правительства Российской Федерации; нормативные акты федеральных министерств, комитетов и иных ведомств (приказы, инструкции, положения); нормативные правовые акты органов законодательной власти субъектов Российской Федерации (положения, регламенты и др.); нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (постановления, положения и др.); нормативные правовые акты органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты (акты, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации).

См. Закон, Закон субъекта Российской Федерации, Инструкция в избирательном праве, Федеральный закон, Федеральный конституционный закон.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ

властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права (закон, кодекс, постановление, инструкция и др.). Он является одним из основных источников права современного государства, преобладающей формой правового регулирования общественных отношений. Н.п.а. образуют стройную систему, основанную на их юридической сипе. В отличие от других источников (форм) права (таких как, правовые обычаи, судебные и административные претенденты) Н.п.а. обладает следующими признаками: является результатом правотворчества компетентных государственных органов или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правотворчество - это деятельность, направленная на подготовку, издание, совершенствование или отмену правовых норм. Она имеет две основные формы: непосредственное Правотворчество (референдум) и опосредованное (государственное) Правотворчество; содержит только нормы права, т.е. правила общего характера в отличие от индивидуальных правовых актов, который рассчитан на одноразовое применение и не является источником права. Как источник права Н.п.а. следует отличать от источника знаний о праве (т.е. сборников законодательства, правовых памятников, произведений юристов). Н.п.а. оформляется в виде официального государственного документа, имеющего обязательные атрибуты: название акта (закон, указ, постановление); наименование органа, принявшего акт (парламент, президент, правительство, местный орган власти); имеет внутреннюю структуру (разделы, главы, статьи, пункты). Н.п.а. классифицируют по различным основаниям: юридической силе; содержанию; объему и характеру действия; субъектам, их издающим. По юридической силе все Н.п.а. подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон - это Н.п.а., принимаемый высшим представительным органом государства, в особом законодательном порядке обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Подзаконные нормативные акты подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные. Общие подзаконные акты по юридической силе следуют за законами. Их действие распространяется на всех лиц в пределах территорий страны. К ним относятся акты высших (центральных) органов исполнительной власти: нормативные указы президента, постановления правительства. Местные подзаконные акты издаются местными органами представительной власти и органами местного самоуправления (решения или постановления муниципалитета, мэрии, префекта). Ведомственные Н.п.а. издаются структурными подразделениями правительственных органов (министерства, комитеты, ведомства) и распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные, валютно-кредитные и др.). Внутриорганизационные подзаконные акты издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организации. Акты судебной власти приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практикой, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительный характер. Судебная практика становится источником права, когда суд вынужден конкретизировать, уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы вследствие неопределенности, противоречивости, неясности или пробелов в праве. См. т.ж. ИСТОЧНИКИ ПРАВА.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1) акты правотворчества, издаваемые органами законодательной, исполнительной, а нередко и судебной власти. Н.-п.а. можно считать, по существу, синонимом понятия «законодательство в широком смысле». Оно является основным источником права в странах романо-герман- ской правовой семьи, играет немаловажную роль в странах англо-американского права. От иных источников права Н.-п.а. отличаются общим характером содержащихся в них предписаний, рассчитанных на многократное применение, возможностью охвата широких сфер общественной жизни, относительной быстротой процедуры их принятия, изменения или отмены, техникой их систематизации и кодификации. Н.-п.а. издаются органами государства лишь в определенной форме и в рамках компетенции правотворческого органа: юридическая сила нормативного акта определяется местом в системе органов государства того органа, от имени которого он издан. В свою очередь, в иерархии Н.-п.а. отражается структура государства. Так, в федеративных государствах в ней преломляется федеративная форма государственного устройства. Советская правовая доктрина рассматривала Н.- п.а. в качестве основных и даже исключительных форм (источников) права. В условиях тоталитарного политического режима понятие «Н.-п.а.» невольно превращалось в ширму, скрывавшую несовместимость верховенства закона с командно-административной системой и диктатом правящей партии. Представляя важнейшую составляющую системы источников права, Н.-п.а. образуют в совокупности сложную структуру, построенную как по горизонтальному (отраслевому), так и по вертикальному (иерархическому) принципу (см. Система законодательства). Хотя принципы построения системы нормативных актов в целом одинаковы (иерархичность, соподчи- ненность, как правило, верховенство закона), однако едва ли возможно дать единую универсальную классификацию Н.-п.а. Это связано, во-первых, с новыми тенденциями на стыке международного и национального права, которые проявляются в признании общепризнанных принципов и норм международного права составной частью права национального, в конституционном закреплении примата норм международного права перед правом внутригосударственным в ряде стран Западной Европы, в т.ч. в Конституции РФ. Соответственно принцип верховенства закона приобретает ограничительное толкование. Во-вторых, существуют доктринальные и структурные различия между правовыми системами, а порой и в рамках правовых семей. Например, не является универсальной форма конституций: они могут быть писаными и неписаными, иметь форму моноконституционного акта и нескольких основных законов (Швеция, Финляндия) и т.д. Существенно различаются концепции закона. Так, в странах англосаксонского права понятие закона имеет широкий и узкий смысл: в первом случае под ним понимают любую писаную или неписаную норму, подлежащую защите в судебном порядке, во втором - собственно акт парламента. Термином «законодательство » охватываются нормативные акты общегосударственных органов (правительства, министров), принятые на основе делегирования им парламентом полномочий по тому или иному вопросу («делегированное законодательство»), а также подзаконные акты некоторых местных органов. В странах романо-германского права различают понятия закон в материальном смысле, т.е. всякую норму, исходящую от государства, независимо от форм ее изложения и «закон в формальном смысле» (принятый в особом порядке акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой). В Великобритании закон (статут) может быть принят парламентом по любому вопросу. В противоположность этому французский парламент не может вторгаться при законотворчестве в сферу регламентар- ной (правительственной) власти. В Российской Федерации закон регулирует наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни и т.д. Неодинаковы и виды законов. В Великобритании, например, это парламентские акты, делегированное законодательство и автономное законодательство. В странах романо- германского права обычно различают конституционные законы, органические законы, программные законы, законы-рамки, законы-декреты, чрезвычайные законы. Кроме того, в странах - членах Европейского союза (ЕС) приравниваются к закону и даже обладают приоритетом перед ним акты ЕС, в частности, постановления, директивы, решения, принимаемые органами Союза. В Российской Федерации издаются федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Федерации (см. также в ст. Источники права). Соответствующие ветви власти субъектов Федерации издают нормативные акты по вопросам совместного с федерацией ведения, а также своего собственного ведения. При этом в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросу его собственного ведения, действует нормативный правовой акт субъекта РФ. Н.-п.а. (обычно в форме решений) издаются также органами местного самоуправления, местных администраций, а также администрацией объединений, предприятий, учреждений (так называемое локальное правотворчество, например, правила внутреннего трудового распорядка). 2) Пределы действия Н.-п.а. Все нормативные акты действуют в определенных рамках, очерченных временем, пространством и кругом лиц. I. Действие во времени определяет вступление Н.- п.а. в законную силу и момент прекращения его действия. По общему правилу, законы РФ, другие Н.-п.а. законодательных органов вступают в силу, т.е. становятся общеобязательными одновременно на территории всей страны по истечении 10 дней; акты Президента РФ и правительства - по истечении 7 дней со дня их официального опубликования в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ. Начало действия актов министерств и ведомств также предусмотрено через 10 дней после их официального опубликования. Кроме того, они подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции. Акты, не имеющие общего значения, доводятся до сведения органов и лиц, на которых распространяется их действие, минуя опубликование; такие акты вступают в силу с момента получения их адресатом. Нередко уже в тексте самого закона или иного нормативного акта (или специально принятого акта о введении в действие данного закона) содержится указание на конкретную календарную дату, с которой акт вступает в юридическую силу, например ч. 1 Гражданского кодекса РФ была введена в действие с 1 января 1995. Н.-п.а. также может приобретать силу с момента его опубликования (принятия или подписания), о чем делается запись в тексте соответствующего акта. Порядок вступления в силу актов субъектов РФ и муниципальных органов четко не определен, практически - это момент их принятия. Существуют также три способа прекращения действия Н.-п.а.: 1) по истечении срока действия, установленного в самом нормативном акте (редкий случай); 2) при прямом указании на отмену, содержащемся в специальном акте; 3) в связи с принятием нового акта, регулирующего тот же круг общественных отношений, даже если старый закон формально не отменен. Н.-п.а. может иметь обратную силу, т.е. новый акт распространяется на правоотношения, возникшие до его принятия. Эти особые случаи должны быть специально регламентированы. По общему правилу, закон имеет обратную силу, если он смягчает наказание или устраняет наказуемость деяния. При регулировании длящихся правоотношений (в основном гражданско- правовых) возможна ситуация, именуемая «переживание старого закона», который уже формально отменен, но отдельные его положения продолжают действовать. II. Действие акта в пространстве предполагает территориальные ограничения его действия, т.е. распространение его юридической силы на территорию всего государства или только на его часть. В федеральных государствах акты федеральных органов действуют на всей территории федерации, акты субъектов федерации - на территории этих субъектов, акты муниципальных органов - на территории административных единиц. Возможно и экстерриториальное действие нормативных актов, когда законодательство государства распространяется за пределы его территории, например вопросы наследования решаются в соответствии с законодательством государства, где постоянно проживал наследодатель. Международными договорами может быть допущено применение на территории конкретного государства зарубежного законодательства. III. Действие Н.-п.а. по кругу лиц предполагает распространение действия нормативных актов на всех физических и юридических лиц, находящихся на территории государства. Некоторые акты действуют в отношении только отдельных категорий субъектов права на основании принадлежности к государству, по признаку пола, по возрастному цензу, по профессиональной принадлежности и иным основаниям (например инвалидности). Иностранцы, лица без гражданства не обладают политическими правами и обязанностями, в частности, они не могут избирать и быть избранными в представительные органы, не могут быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах и органах внутренних дел. Главы государств и правительств и иные лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом (экстерриториальностью), не несут уголовную и административную ответственность в случае совершения ими преступления или административного проступка. Г.И. Муромцев, О. В. Орлова